Проект 500+
«Важен каждый ученик». Под таким лозунгом Министерство просвещения реализует проект «500+». Реализация проекта усилит работу ведомства по повышению качества образования, обеспечив при этом поддержку школ с низкими образовательными результатами, работающими в сложных социально-экономических условиях, а также адресную поддержку учащихся с проблемами в обучении.
В 2022-2021 гг. проект «500+» охватывает порядка 3000 школ в 84 регионах страны.
В помощь регионам в рамках проекта сформированы методики адресной поддержки школ с низкими образовательными результатами по кадровым и содержательным вопросам, включая формирование новых кадровых ресурсов. В штате школ должны появиться руководители с большим управленческим опытом, а также методисты и высококвалифицированные педагоги-наставники.
Для расширения возможностей образовательных программ и занятий к работе в данных школах также будут привлечены студенты старших курсов педвузов, имеющие успехи в учёбе по педагогическим направлениям подготовки, а сами школы получат возможности сетевого взаимодействия с лучшими школами внутри региона.
Как отметил Министр просвещения Сергей Кравцов, такая практика является признанным инструментом помощи школам во всём мире, прежде всего в странах с успешными образовательными системами.
Комплекс мер по повышению предметной и методической компетентности педагогов, кроме того, позволит:
- организовать на региональном, муниципальном уровнях «творческие педагогические лаборатории» по предметным областям с привлечением методистов;
- активизировать внутришкольные системы профессионального развития педагогов;
- внедрить в практику преподавание проектной, исследовательской, творческой деятельности.
Став частью федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», проект «500+» призван оказать содействие в достижении глобальной цели, обозначенной в Указе Президента, по вхождению России в число 10 стран-лидеров по качеству общего образования.
«И международные, и российские исследования отчётливо показывают важность аспекта работы со школами и учениками, испытывающими определённые трудности в обучении. Проект позволит нам обеспечить адресность качественной методической поддержки, подобрать те формы и те механизмы, в которых школы действительно нуждаются, и которые будут работать на тех или иных территориях. Включая проект в национальный проект «Образование», мы сможем направить в эти школы вместе с методической и инфраструктурную поддержку, - отметил Министр просвещения Сергей Кравцов. - У нас есть опытные научно-исследовательские коллективы, которые работали над этой программой и будут сопровождать её внедрение, у нас есть понимание кадровых потребностей для этих школ, есть механизмы подключения к этой программе молодых талантов - будущих педагогов, студентов старших курсов. Всё это комплексная работа, на которую мы должны опираться, выводя Россию в число ведущих стран мира по качеству школьного образования».
Справочно:
Название проекта «500+» отражает задачу достижения функциональной грамотности в каждой школе, то есть достижение школой уровня подготовки учеников, соответствующего баллам выше 500 по шкале PISA.
Федеральные документы:
Письмо о начале реализации проекта адресной методической помощи 500+
Федеральная дорожная карта проекта адресной методической помощи 500+
Методические материалы:
Памятка куратора по взаимодействию со школами
Методические рекомендации по ведению ИС МЭДК проекта «500+»
Чек-лист для самостоятельной проверки концептуальных документов
Региональные документы:
Приказ министерства образования Саратовской области от 19 февраля 2020 года № 190 «Об участии общеобразовательных организаций Саратовской области с низкими образовательными результатами обучающихся в проекте по организации методической поддержки общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся» (размещение приказа без приложений с персональными данными, т.е. сам приказ и дорожная карта).Муниципальный уровень:
Программы поддержки общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся, на территории муниципального района (в соответствии с пунктом 2.2 приказа министерства образования Саратовской области от 20 декабря 2020 года № 1861 «Об утверждении дорожной карты по реализации Концепции поддержки общеобразовательных организаций Саратовской области, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся, на 2020-2024 годы»).Школьный уровень:
Отчет о результатах самообследования деятельности ОО за 2020 год.Рисковый профиль (из электронной дорожной карты в ИС МЭДК).
Самодиагностика ОО (из электронной дорожной карты в ИС МЭДК).
Концепция развития школы (из электронной дорожной карты в ИС МЭДК).
Среднесрочная программа развития школы (из электронной дорожной карты в ИС МЭДК).
Программы рискового профиля (по направлениям факторов риска, выбранных для работы) (из электронной дорожной карты в ИС МЭДК):
«Низкий уровень оснащения школы»;
«Дефицит педагогических кадров»;
«Недостаточная предметная и методическая компетентность педагогов»;
«Высокая доля обучающихся с ОВЗ»;
«Низкое качество преодоления языковых и культурных барьеров»;
«Низкое качество преодоления языковых и культурных барьеров»;
«Низкая учебная мотивация»;
«Пониженный уровень школьного благополучия»;
«Низкий уровень дисциплины в классе»;
«Высокая доля обучающихся с рисками учебной неуспешности»;
«Низкий уровень вовлеченности родителей».
Полезные ссылки:
Официальный сайт ФИОКО: Официальный сайт ФИОКОБанк практик ФИОКО: Банк практик ФИОКО
Официальный канал ФИОКО на youtube: Официальный канал ФИОКО на youtube